1

Тема: Das Boot

Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Хочу представить вашему вниманию крайний завершенный проект, который строился несколько лет назад на одном из модельных сайтов в рамках ГБ "Флот".
Для начала предлагаю краткую историческую справку по прототипу, который я в последующем и постарался изобразить:
«Das Boot» U-96
Заказ на постройку субмарины был отдан 30 мая 1938 года. Лодка была заложена 16 сентября 1939 года на верфи «Германиаверфт» в Киле под строительным номером 601, спущена на воду 1 августа 1940 года. Лодка вошла в строй 14 сентября 1940 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Леманна-Вилленброка.
Командиры
•    14 сентября 1940 года — 1 апреля 1942 года капитан-лейтенант Генрих Леманн-Вилленброк (кавалер Рыцарского Железного креста)
•    28 марта 1942 года — 15 марта 1943 года оберлейтенант цур зее Ганс-Юрген Хеллригель (кавалер Рыцарского Железного креста)
•    16 марта 1943 года — 30 июня 1944 года Вильгельм Петерс
•    февраль — июнь 1944 года оберлейтенант цур зее Хорст Виллнер
•    1 июля 1944 года — февраль 1945 года оберлейтенант цур зее Роберт Рих
Флотилии
•    14 сентября — 30 ноября 1940 года — 7-я флотилия (учебная)
•    1 декабря 1940 года — 31 марта 1943 года — 7-я флотилия
•    1 апреля 1943 года — 30 июня 1944 года — 24-я флотилия (учебная)
•    1 июля 1944 года — 15 февраля 1945 года — 22-я флотилия (учебная)
История службы
Лодка совершила 11 боевых походов. Потопила 27 судов суммарным водоизмещением 181 206 брт., повредила 4 судна суммарным водоизмещением 33 043 брт., одно судно водоизмещением 8 888 брт. после повреждений не восстанавливалось. Потоплена 30 марта 1945 года американскими бомбами в Вильгельмсхафене.
Хочу остановиться на двух моментах: 7-й поход,  27 октября 1941 года, Сен-Назер — 6 декабря 1941 года, Сен-Назер (41 день). Результат - потоплено одно судно, 5 998 брт. Именно в этом походе на борту лодки находился военный корреспондент Лотар-Гюнтер Буххайм. Единственным потопленным в течение похода судном стал пароход Bennekom (5 998 брт.), шедший в составе конвоя OS-10 и торпедированный 31 октября. Атака производилась в надводном положении, в полнолуние и с большой дистанции двухторпедным залпом. В ходе последовавшей контратаки с британского шлюпа HMS Lulworth на лодку было сброшено 27 глубинных бомб, после чего она сумела оторваться от преследования. Командир рапортовал о потоплении двух судов суммарным водоизмещением в 13 000 брт, однако фактически был поражён только один транспорт. Через месяц, 30 ноября, лодка предприняла попытку проникнуть в надводном положении в Средиземное море через Гибралтар. В результате атаки британского самолёта  «Суордфиш» U-96 получила повреждения, лодка погрузилась и легла на грунт, утром всплыла и отправилась на базу в Сен-Назер.

«Das Boot»
Как уже упоминалось, в одном из походов на борту U-96 находился военный корреспондент Лотар-Гюнтер Буххайм. Впоследствии его воспоминания легли в основу всемирно известной книги-бестселлера «Das Boot» («Лодка») и документальной трилогии «U-Bootkrieg», «U-Bootfahrer», «Zu Tode Gesiegt» («Подводная война», «Подводники», «Победившие чтобы умереть»). Впоследствии по книге был снят замечательный одноименный фильм, который я лично считаю лучшим художественным фильмом про подводников и одним из лучших о Второй Мировой…
Модель
Желание собрать подводную лодку терзало меня давно - «схватило, держало и не отпускало», как говорил егерь Кузьмич в одном известном фильме. Причем, никакие иные варианты кроме U-96 не рассматривались. Итак, когда желание достигло апогея, я начал рассматривать возможности: более-менее приличный результат можно было достичь с двумя моделями (обе от Revell) – Deutsches U-boot VIIC 1/144, № 05038 и Deutsches U-boot VIIC “Die Grauen Wolfe” 1/72, 05015. Но, поскольку «хорошей модели должно быть много», то в своем выборе я остановился на «семерке» в 72-м масштабе (а куда уж больше – 93.3 см в длину!). Кит выбран – начались его поиски в продаже. И тут как всегда помог наш с Сергеем Початовским старый, добрый товарищ из «Страны тысячи озер» Юха Койвунен – купил и прислал «метр счастья». Подсобрав материала, приступил к сборке.
Изначально планировалась изкоробочная сборка и окраска-везеринг, но «чем дальше в лес – тем толще партизаны», как гласит народная мудрость, и для лодки дополнительно были приобретены: набор травления от Эдуард (№ 53008), набор от СМК № 72004 U-boot VII Exterior set Part 1 – Turret. По-моему мнению, этот афтермаркет необходимый минимум для доработки модели, поскольку тумба командирского перископа, стойка УЗО, баковое 88-мм орудие и зенитный автомат есть одними из самых заметных деталей, сколь и слабо проработанных производителем.
Изначально, я не стал устранять один из основных недостатков модели – «глухие» шпигаты, ибо эта доработка бы повлекла за собой бы имитацию прочного корпуса и различной арматуры, что я изначально делать не собирался. Доработав кит наличным афтермаркетом, заменил пластиковые леера на корпусе спаянными из проволоки. Несколько походов к пайке ограждения «зимнего сада» потерпели крах, и я решил оставить родное, пластиковое. Единственное, добавил несколько недостающих поручней, поглядывая на фото реальных «семерок». В целом, сборка каких-либо неприятностей и затруднений не вызвала – обыкновенный Ревелл. Единственное, что СМК также не есть полнейшей панацеей – при доработке тумбы перископа и стойки УЗО пришлось применить проволоку для замены смоляных поручней и скоб. Баковая «88» - сборная солянка из «китового» орудия, пушки от СМК и опять же проволоки. Зенитный автомат – комбинация опять же из СМК, набора, эдуардовского травления, проволоки и стороннего прицела. Из проволоки также сделан был «бублик» пеленгатора. Перископы (зенитный и командирский) оставлены от Ревел – ибо те металлические, которые шли в комплекте от СМК, по моему мнению слишком «худые». Посему оставил родные, только добавил стекляшки из ДВД-диска. Кнехты – СМК, ходовые огни – стекляшки из «шпажек». Крепление флага – «рукопашное» творчество, по образцу оного в фильме Петерсена и на фронтовых фото. Флагшток – из деревянной зубочистки. Единственное упрощение, которое я допустил в этом моменте – отсутствующее навершие флагштока (правильный флагшток ждет прихода тканевого флага от Accurate Model Parts DK-KMNE - 100 x 170 - 072 (Kriegsmarine flag). Хотя, еще окончательно не определился, а будет ли он смотреться на модели лучше, чем родной бумажный. Добавлено крепление сетеотводов и сами нити сетеотводов на носовых горизонтальных рулях.
В общем, хотя сборка шла в несколько этапов на протяжении четырех лет, процесс доставлял удовольствие и наслаждение. И когда подошло время покрасочных работ, пришлось немного подумать со степенью изношенности лодки… Поскольку с прототипом я изначально определился, надо было определиться с временными рамками более конкретно. Ибо от этого зависел такой важный момент, как имитация следов эксплуатации и следов погодного воздействия – если по-простому, насколько сильно надо было делать «везеринг» и «поюзинг». После изучения материалов, было принято решение остановиться на третьем походе.
Третий поход: 30 января 1941 года, Лорьян — 28 февраля 1941 года, Сен-Назер (30 дней).
Результат - потоплено 7 судов, 45 391 брт.
На мой выбор повлияли следующие факты:
1. Командир лодки в этом походе – Генрих Леманн-Вилленброк, которого отлично в фильме сыграл актер Юрген Прохноу
2. Поход длился всего один месяц, а значит по возвращению в базу лодка не могла выглядеть как «ржавое корыто»
3. Поход был довольно результативным - 7 судов общим водоизмещением 45.391 брт. Это были:
1. 13.02.1941, в 15.08 – потоплен британский танкер Clea (7987 брт). Экипаж танкера – 59 человек. Спасшихся нет. Транспорт шел в составе конвоя НХ-106.
2. 13.02.1941, в 19.50 – потоплен британский танкер Arthur F. Corwin (10516 брт). Из 46 членов экипажа танкера никто не спасся. Транспорт также шел в составе конвоя НХ-106.
По моему мнению, именно боевой эпизод с атакой двух этих танкеров, Буххайм потом по воспоминаниям Вилленброка для красоты сюжета изобразил в своей книге (когда танкер лодка добивала после всплытия, члены экипажа поплыли к U-96, Вилленброк вынужден был отказаться от проведения спасательной операции);
3. 18.02.1941, в 03.25 – потоплен британский транспорт Black Osprey (5589 брт).
4. 22.02. 1941, в 15.49 – потоплен британский танкер Scottish Standard (6999 брт).
5. 23.02.1941, в 23.27 – потоплен британский транспорт  Anglo-Peruvian (5457 брт).
6. 24.02.1941, в 01.16 – потоплен британский транспорт Linaria (3385 брт).
7. 24.02.1941, в 02.20 – потоплен британский транспорт Sirikishna (5458 брт).
В общем, такими мыслями я и руководствовался, приступая к окраске лодки. Для начала модель была загрунтована «Сурфесером» от Ганзы (уже на этом этапе я вкусил все прелести размера ad ), после чего непосредственно приступил непосредственно к окраске. Лодка была задута стравленным из баллона тамиевским TS-4 (он стал основным цветом ниже ватерлинии и прешейдингом для верха лодки). Верх – жидко разведенный АМ-24(RLM-75) от Хобби. Палуба на «семерках» была из дерева, которое покрывалось специальной пропиткой. Цвет, который она после этого принимала, находился в широком диапазоне – от зелено-серого, до черного. Я долго экспериментировал, в итоге добился практически того оттенка, который хотел и который вы видите на модели. Винты – Мт-97 от той же Хобби. После окраски – перевел на рубку смеющуюся «рыбу-пилу» (личную эмблему Вилленброка, а потом и 96-й лодки. За изготовление которой, кстати, огромадная благодарность нашему камраду Роману ака rome_beetle!), покрыл модель футурой и приступил к везерингу. В этом мне большую помощь оказали наборы от АК: АК-555 SHIPS WEATHERING SET VOL.1 и АК-556 SHIPS WEATHERING SET VOL.2.  Жидкости эти применял я впервые, не все получилось так, как хотелось бы, но ничего – буду совершенствоваться. После везеринга – нанесение полуматового лака и выход на финишную прямую: монтаж корабельной артиллерии, перископов и такелажа (капроновая нить). Немного пришлось помучиться с родными изоляторами – отлиты в пластике они были паршиво, поиск альтернативного варианта не привел ни к чему, и было решение доработать и поставить родные. Поставил временный флаг, победные вымпелы (тут немного опять пришлось схалтурить – нить под вымпелы нельзя было хорошо натягивать, ибо перископ съемный, для возможности перевозки лодки), сделал подставку. Все, закончил!
Теперь можно подвести итоги: многолетняя работа закончена. Она доставила удовольствие – это главное. Негативные эмоции были, но это некритично. Еще одну «семерку С/41»? Пожалуй нет… Следующей будет «девятка» также в 72-м масштабе. Очень хочется попробовать новинку от «Ревелл» у-бот «девятой» серии. Но не нравится тот вариант и та модификация, которую предлагает производитель. Да и цена на нее не маленькая. Но хочу сказать, что подводный флот затягивает. Так что, продолжение будет!

Horrido! Luftwaffe Experten Im Zweiten Weltkrieg!

2

Re: Das Boot

https://s24.postimg.cc/xnp4ry0q9/image.jpghttps://s24.postimg.cc/o4k1c82lt/image.jpghttps://s24.postimg.cc/630wef8kx/image.jpg
https://s24.postimg.cc/64au7uaep/image.jpghttps://s24.postimg.cc/mgkvxkoq9/image.jpghttps://s24.postimg.cc/9dp9eayi9/image.jpg
https://s24.postimg.cc/m6dde8a41/image.jpghttps://s24.postimg.cc/avappv38x/image.jpghttps://s23.postimg.cc/8og8zd1uv/image.jpg
https://s23.postimg.cc/6l5trp21z/image.jpghttps://s23.postimg.cc/9giwyk61z/image.jpghttps://s23.postimg.cc/xyb0mg8mf/image.jpg
https://s23.postimg.cc/8417wo8mf/image.jpghttps://s23.postimg.cc/48xtu3pgn/image.jpghttps://s23.postimg.cc/igs3whrjb/image.jpg
https://s29.postimg.cc/ginbxuts3/image.jpghttps://s29.postimg.cc/rw9v924ar/image.jpghttps://s29.postimg.cc/deco12czn/image.jpg
https://s29.postimg.cc/mneub6lvn/image.jpg

Horrido! Luftwaffe Experten Im Zweiten Weltkrieg!

3

Re: Das Boot

Классная лодка!

4

Re: Das Boot

Отлично смотрится! Тоже всегда нравился этот тип лодки. Но почти метр... Это необъятно!

5

Re: Das Boot

Хороший бот.

6

Re: Das Boot

Круто,Виталя отличная лодка,да еще и с богатой историей,молодец.

http://royalscale.ru/logo/mp.png

7

Re: Das Boot

Скажу просто - КРАСОТА! Так что-то вдохновился, посмотрев твою работу...Ведь делал лодок и много...НАдо ещё что-то красивое сделать. А ты молодец!!!

8

Re: Das Boot

ay

9

Re: Das Boot

Долго я ее рассматривал, Виталь, что я могу сказать... ШИКАРНАЯ работа!

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/93/126093209_5727883_U96.jpg

А ведь ревел в 72 целую флотилию дедалает -
VIIC/40
VIIC/41
IXC
Это ж маленькую стайку можно сделать)

https://s26.postimg.cc/fxt7ki045/image.jpg

А в противовес можно Гато еще сделаь)))

https://s26.postimg.cc/xvn4fse1h/cnfz_2.jpg

http://royalscale.ru/logo/mp1.png

10

Re: Das Boot

А я вот за лодки и корабли не берусь,не справлюсь и распыляться не хочется.Собрать бы то,что в заделах лежит.Модель очень понравилась и фильм я тоже видел,он у меня в коллекции,сильно снято,жизненно.

11

Re: Das Boot

Юр, фильм авторский который почти на 3 часа? Или прокатный?

http://royalscale.ru/logo/mp1.png

12

Re: Das Boot

Спасибо, камрады, за добрые слова.  az  az  az
"Семерку" сделал именно потому, что давно являюсь фанатом одноименного фильма. "Девятка" - возможно когда-нибудь таки тоже да, но только когда у производителя будет классическая версия. VIIC/40 и VIIC/41 неинтересны, ибо это были малосерийные версии, а основной "рабочей лошадкой" была именно "семерка без буквы".
Также поэтому в свое время избавился и от "двойки" в 72-м так же. "Гато" тоже не тот коленкор, да и куда ставить это одоробло, длиной более метра? Не, спасибо  ag
Интересна была бы "двадцать первая", но ее в 72-м нет  ah

Horrido! Luftwaffe Experten Im Zweiten Weltkrieg!

13

Re: Das Boot

Johann пишет:

Юр, фильм авторский который почти на 3 часа? Или прокатный?

Да как бы авторский,он долго идёт,концовка потрясающая.

14

Re: Das Boot

Красота! Всегда нравились подводные лодки.

15

Re: Das Boot

Всегда считал, что скучнее подлодки модели нет. Но глядя на этот шедевр - мнение свое поменял.

16 (16.08.2017 00:57:20 отредактировано Hartmann)

Re: Das Boot

https://youtu.be/epdmV69lzfI

Horrido! Luftwaffe Experten Im Zweiten Weltkrieg!