1

Тема: Як-40. 1/43

Тему создаю «по просьбам телезрителей»  ab
http://royalscale.ru/forum/viewtopic.ph … 369#p62369
«Обещанного три года ждут», но тут даже чуть меньше двух получилось, но не торопился по причине малого прогресса проекта.

Стройка начата давно и освещалась на другом ресурсе, велась судорожными всплесками активности с большими паузами. Здесь теме больше бы подошел раздел «Сумбурные сказки», но он вроде для 32-го, а тут масштаб мельче. Но в связи с некоторыми переменами в жизни, стройка расконсервирована и есть надежда, что она будет вестись более равномерно. Поэтому решился таки на создание темы и здесь.
Начало истории и полное содержание тут
http://airliner-models.org/forum/topic/ … 3-самодел/


Предыстория – появился некоторый интерес к 43-му масштабу, в особенности – к аэродромной технике, моделей которых становится больше и больше. Многое уже куплено, часть даже и собрана, например
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2018_12/19.thumb.jpg.6fca361c78ebebaec6096231a4500d4c.jpg

Одна беда - аэродромную технику гораздо интереснее коллекционировать, если есть куда ее приставить по назначению. А самолетов наших в 43-м нет. Не формат. Поэтому периодически зуделось сделать гражданский самолет в 43-м масштабе, который мог бы быть сопоставлен в одном кадре с моделями аэродромной техники. Прорабатывал разные варианты (бумага, ПВХ). В сфере бумажного моделизма уже довольно много разработано качественных моделей нашей гражданской авиации. Развертки в большинстве своем доступны для свободного скачивания и элементарно переводятся в нужный масштаб. Но бумага все-таки не прельщает уже, баловство одно. Один раз попробовал кусок самолета в 43-м сделать из ПВХ - получилось так себе и развивать не стал. А полистирола листового в нужных количествах в доступе не было. Потом ситуация изменилась, сначала появились в продаже досточки для лепки от "Стамм" А4 и А5. Отличный полистирол, разве что толстый (толщины, в зависимости от партии и формы досточки гуляют от 1 до 1,5 мм. примерно) и на обшивку его не пустишь. Потом открыл для себя автомобильную шпатлевку "Новол" 2к, отличная вещь оказалась, особенно если надо по большим толщинам и площадям сработать быстро и без усадки (вонючая только!). В завершение нарыл таки где в Омске можно заказать листовой полистирол от 0,5 мм. Купил несколько листов (НОРМАЛЬНЫХ листов метра по 2!, а не листиков в мелкой фасовке). И материала теперь - завались. Было решено начать.

Первоначально, в качестве "пробы пера" было решено заняться носовой частью Як-40.
У моделей лайнеров очень проблемное место в создании образа - носовая часть со всеми ее обводами и остеклением. Бывает модель вроде и хороша, но если морда не похожа - усилия практически насмарку. Сколько уже таких видел.
Поэтому решил, что как с кошкой - "если голова пролезла - и остальное пройдет". Если при опробовании технологии получится сделать носовую часть так, чтобы самолет был сам на себя похож, значит и остальное уже - дело техники.

Подсобрал материал. Надергал много схем из документации по разным узлам Яшки. Самые приличные чертежи из доступных - были в АиВ, журнальчик в сети болтается, там скан чертежа есть (правда кусками отсканировано). Были довольно подробные чертежи в "крылышках" (они же были в книге Удалова и Шама), но там как раз по носовой части ошибки серьезные.
Вот здесь сведенный чертежик из скана АиВ, сам журнал и подборка схем, может кому еще пригодится.
https://cloud.mail.ru/public/5AEW/3iJtiZAj3
Далее приведу «краткое содержание предыдущих серий».

2

Re: Як-40. 1/43

Изготовление "силового" набора. Нарезано из досточек для лепки "Стамм".
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04011.thumb.jpg.d1a7494e126f9b63e6f1f033c6dd9061.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04013.jpg.8888ebc9decbf6573fbc0e48c68569d0.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04016.jpg.180922b390a535826ce958b8954f4007.jpg

Нишу шасси полнообъемно и масштабно выстраивать не стал. Это сильно осложняет работу на начальном этапе, а мне надо технологию опробовать без "тормозов". Тем более, что штатно у Яка на земле открыты только маленькие створки у самой стойки и в нише ничего видно не будет. Сделал фрагмент ниши под саму стойку и чуть вглубь.

Застеклил. В качестве источника прозрачного полистирола - коробка от компакт-диска. Остекление получилось идеальное по прозрачности и отсутствию искажений. Прямо жалко было все это под шкурку потом пускать.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04022.thumb.jpg.d8eabcecc58635f4bea9fbbff52f2d6a.jpg

Вклеил на эпоксидку грузила, т.к. потом туда не подберешься, а нос у Яка д.б. тяжелым.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04027.thumb.jpg.fefaedc7555a7385d8d9b656b6c91d8c.jpg

Черновая обшивка.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04029.thumb.jpg.26b4e5bd37b305ab3100b0c3df6b3f12.jpg

Техника проста - подгоняется шаблончик из бумаги, потом по нему режется обшивка, вклеивается с подгонкой уже по месту, где надо. Материал - полистирол 0,5 мм. Клей по ситуации - где-то прихватываю Тамией ("быстрый" экстражидкий), где-то дихлорэтаном проливаю.
Время показало, что дихлорэтаном сильно увлекаться не надо, размягченный им тонкий полистирол может длительное время давать усадку.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04033.thumb.jpg.afc203f85abfc4836dee4f407ba04155.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04035.jpg.1face7064c3c7b92b0aee5578b75106b.jpg

С черновой обшивкой получилось грубовато и по ребрам угловато, но большего и не надо, т.к. финишная поверхность будет выводиться по шпакле.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04038.jpg.18c54e10b63533b9cd6c121c16331476.jpg

Вылепил из эпоксилина носовой обтекатель.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04040.thumb.jpg.ef4b1566b40af7ee4627456e87adde8e.jpg

По затвердеванию - обточил. Сразу подогнал еще и шпангоут, через который нос стыкуется с остальным фюзеляжем.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04043.jpg.9dfb896bab0acf3048731deffdf03ef2.jpg

Дальше - наращивание обводов шпатлевкой 2к, в несколько слоев с промежуточным вышкуриванием и контролем. Шпатли и шкурки надо много.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04046.thumb.jpg.491c036da9c86795b381c34b56af0163.jpg

Итог эксперимента. Поверхность еще не финишная, с мелкими кавернами, но все основные обводы вывел, с остеклением нормально срослось. Чтобы лучше понять, что на данном этапе получилось, набросал карандашом расшивку и контуры остекления.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04054.thumb.jpg.1d2868f2c349ea2f9f2aa4cf28dd15a2.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04055.thumb.jpg.f5439fc6be8a1bcb0521796ac0939f31.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04058.jpg.8e4b176099ac91e5f7589ccb8c2795bb.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_01/DSC04049.thumb.jpg.3172e27ebc503109a729d889a6c5093b.jpg

Многое учел на будущее, т.к. кое-что сразу можно было делать несколько иначе, чтобы было и точнее и проще (без практики этого было и не понять). Но результат приличный - болванка получилась твердая и прочная, практически смоляная. По ней спокойно можно работать дальше - шлифовать, грунтовать, резать расшивку и т.п. Есть удобный доступ к установке интерьера. А главное - Як на себя "лицом похож"! По крайней мере, мне так кажется, смотрю с разных сторон - глаз нигде не режет. Есть пара мест, где надо миллиметр-полтора нарастить еще обводов для симметрии. Но даже в таком виде - нормальный Яшка и в чертежи укладывается вполне (хотя и не без косяков).

3

Re: Як-40. 1/43

Занялся фюзеляжем, вырезан набор.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05035.jpg.1959dfdc7669af19f4655c95ab0d7d54.jpg

Параллельно продумывал решение стыка крыла с фюзеляжем - сильно там все не просто у этого самолета, учитывая, что там же и ниши шасси. И нормальных чертежей с сечениями консолей в районе зализов нет. Везде профиль показан обобщенно и более покатым, как имеет место дальше дальше от фюзеляжа.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/5d578eafd808a_.jpg.b068feec367fd9aaf670f8bd8301013c.jpg

Реально в месте примыкания консолей что-то вроде
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/5d578eb0b93b1_5.jpg.5783bf94715253474edc5ff55e69c0e4.jpg

Просмотрел стройки разных моделей Як-40, включая самый новейший от "Марса", мне кажется такой профиль нигде нормально не воспроизведен. Там все условно. Для более мелких масштабов это не критично, но надо постараюсь его показать, изгиб задней кромки у зализов уж очень характерный. И закрылок из-за этого "веселенький".

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC04919.jpg.58be576ee85aae385a81d8ca0bafb275.jpg

Набор хвостовой части с нишей трапа.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05069.jpg.71df2f4167a5410450988f46ae365bba.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05074.jpg.358670e0fc5475434ef4ab02baa910a8.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05075.thumb.jpg.dc401c71f943c81202123b5c2eab32f8.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05076.thumb.jpg.be8eade9cc2868ce015a6013364aa6c4.jpg

Начерно зашил сопловую часть хвоста и окончательно определился с вариантом - Як будет ранний, без реверса. По образцу 87715

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05079.jpg.d8808c35b44b8ed48c018f118ad8d748.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05091.jpg.36fc0b2bed3579c3b7d6aa835aed8f4a.jpg

4

Re: Як-40. 1/43

Лирическое отступление по матчасти.
За прототип модели взят Як-40 СССР-87715, машина 1969 г., ранних серий без реверса и с некоторыми другими особенностями. Почему? Я его «давно знаю», не раз на нем бывал за много лет, ностальжи все такое… Да и просто собственный фотоматериал есть.
Машина стоит в учебном центре Омской академии МВД, около 40 км. от города, используется для тренировок и учений. Была передана от Омского училища гражданской авиации (ОЛТУГА). Там все аутентично-советское. Его после списания никогда не перекрашивали, максимум - "освежали" кистями синий, да поверх флага СССР намалевали триколор. В 1995-м, когда получилось на нем впервые полазить, он был еще совсем даже ничего, были целыми все двери и стекла. Лежит где-то еще пленочное фото тех лет. Но потом его только доламывали, да кусками на цветмет драли. Унесли двери, часть гондолы. Про нутро вообще молчу.

Вот фото 15-летней давности, сейчас там еще хуже все. Знал бы наперед - отснял бы максимально подробно все еще тогда.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC00525.jpg.e9c4065e4e66e7fd7eb027975601bd47.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC00544.jpg.3ffd6273c5a236e1668cdd2d4a1eb772.jpg

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC00539.thumb.jpg.8826078c6d0e314b41396536584d8c86.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC00532.jpg.2f70b59c2577106001baf7adfefcab41.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/IMG_2160.thumb.jpg.041e3dde29106ba472da3ca374b519eb.jpg

Окончательный вариант окраски машины еще не выбран. Прототип закончил службу в позднем окрасе, но 715-я машина выпущена в 1969 году и была с завода синехвостой.

Очень кстати на "бескрайних просторах" попалось таки фото
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/774096_0b52483a3e7a855238427a64c878d818.thumb.jpg.df33c6a0d3e2a8ab9793e7291614b4d8.jpg

Кроме этого и моих фото, нашел еще только такую, там он уже в ливрее после 73 года.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/920061_97755eca5c79a5baa5d7a7e015c1db40.thumb.jpg.fc73aaf0e2f0f4661ae8c4deba8bdcb1.jpg

Но ознакомление с фото машин тех же серий с «соседними» номерами позволило сделать вывод, что машины этого периода выпуска успели побывать во всех 3-х типовых для Яка ливреях: с синим хвостом, белым с полосатым РН, и по стандарту 1973 г.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/4533.thumb.jpg.807731744f5d6df8177290975271e5e2.jpg

Нашел фото, где синехвостая первоначально 87712-я 1969 г. перекрашена в "полосатика" (на заднем плане стоит).
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/RIAN_archive_498005_Osh_Airport.thumb.jpg.0c7220d2dc452c989ef47202cf1f2ef1.jpg

И есть еще ее фото (вернее огрызок) - в позднем окрасе.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/1341625_a255c336bdd700dcf74601eb2a38f6a1.jpg.50c21e5710b089f34d4a9106fafecfda.jpg

В финале придется крепко подумать - по какому варианту своего 715-го красить. Мне кажется, что для Як-40 самая характерная и узнаваемая средняя - с полосатым РН. Теоретически он таким тоже был. Но желательно все-таки подтверждение найти.

5

Re: Як-40. 1/43

Первоначально было намерение сделать трап опускающимся, взялся выводить под него проем  и оказалось, что и в нише под это дело далеко не все гладко. Самоделка, конечно, тот еще аттракцион. Не замеченные вовремя мелкие расхождения в одном месте детали, оборачиваются большими проблемами на другом конце. Тоже пришлось где-то еще отрезать, а где-то наращивать.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05095.jpg.11c0f9cb360dd63f6713dc827a9c71cc.jpg

Собрано "корыто" трапа. Как водится, когда уже все склеил, разглядел на схемах из документации, что кое-что (в районе узлов навески) надо было сделать немного иначе. Но в готовом виде эти узлы вообще не видны будут. Ступеньки буду делать сильно позже, когда дело дойдет до интерьера.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05104.jpg.3a9422034130c2a77887a81d646e48d9.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05105.jpg.bb91a090c749866921055a5b6c55f2b6.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05107.jpg.42f2efe58324f5fbd9a237c8c40aa6b3.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05108.jpg.3b36ed0b2766ade418beb9f36f257f9b.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/DSC05112.jpg.4e2f726d10b647115fb643bcbfe1e731.jpg

Позднее оказалось, что идея с трапом не выгорела именно по причине неправильно сделанных узлов навески. С примкнутым к фюзеляжу хвостом, он нормально не открывался - цеплялся за другие части. И подрезал и подтачивал, в итоге доломал.
Решено позднее трап делать заново уже под фиксированное открытое положение.

В ходе работы в очередной раз убедился, насколько кривые чертежи были в "крылышках". Вообще непонятно, есть ли там хоть что-то правильное. Очередная пара открытий (красным - чертежи из КР, черным - АиВ): посмотрите как ушли обводы нижней части хвоста. А еще - колея шасси. Как говорится - "прочувствуйте разницу..."

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/1-43_TMP.jpg.3038cc23c68cc0ff752abc10488c9f52.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_08/1-43_TMP2.thumb.jpg.389751877c69e5d7293680f68d043aef.jpg

Сравнение с фото и документацией показывает, что поздние чертежи, конечно, точнее, хотя уже и по ним нюансов накопал, когда начал в матчасть вникать. Но и к старым чертежам приходится обращаться (с оглядкой на каждом шагу), т.к. в АиВ многих моментов и видов просто нет.
А ведь кто-то по тем чертежам еще и модели делал, других ведь не было. В книжке Удалова и Шама - те же самые.
Хорошо, что хоть фото сейчас навалом - можно многое выверять.

6

Re: Як-40. 1/43

Прогресс по фюзеляжу - наметились основные контуры (легонько так, "пунктиром").
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/DSC05150.thumb.jpg.9e758321f2360d22ae3fe54b57810ee6.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/DSC05161.thumb.jpg.ce81a73f1369de1c9b33655b4e62203d.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/DSC05157.thumb.jpg.9b295ecc959ed09e59c714fca9480a4b.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/DSC05158.thumb.jpg.61a116766ba8ecc2b03f9ef9089c5958.jpg


"....— Надо, чтобы эта схема мясом обросла.
— Так! — говорю я. — Очень интересно. Мясом, значит? А почему не рыбой?
— Ну, если хотите, пусть рыбой, ...." (Н. Самохин. Чудесная встреча). https://tgraph.io/CHudesnaya-vstrecha-N … ohin-06-13

Обрастаем мясом…
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/DSC05165.thumb.jpg.ae7f860dbbd8db649976c5b5ae29e849.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/DSC05171.thumb.jpg.2bc966c3766d5f90a4531c4b1219c11d.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/DSC05167.thumb.jpg.714a5c66354acb0227128214eeb0d28f.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/DSC05168.thumb.jpg.1f14d114c3e67b870d3c05ddb13c1179.jpg


Полоска с отверстиями - это внутренняя часть борта. Со стороны салона там плоская панель
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/5dac67b289b0a_3.jpg.28ab25afbaae73537a58930af1b27fdb.jpg

Эти проемы стеклить не планируется, они и в реале не застеклены. Снаружи будет прозрачная полоска со скруглением по борту. Должно получиться что-то вроде
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_10/5dac67b33f633_2.jpg.e4dc37c821129a23a232b07e1acd42c7.jpg

7 (22.09.2021 20:14:21 отредактировано Alex_Art)

Re: Як-40. 1/43

Зашил начерно часть хвоста, еще не шкурил, не шпатлевал. Остальное будет зашиваться вместе с отработкой киля.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_11/DSC05177.jpg.f0144e4adfa2b139e28826fb51169217.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_11/DSC05178.thumb.jpg.b5eca00de32db6acd8f00c07fab858d9.jpg

Наращиваю набор элементами для большей жесткости.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_11/DSC05179.jpg.41ab1abdcd18171c6253fa5d604f2afe.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_11/DSC05181.thumb.jpg.d1f2838f86a506e1f756b33940a61ba8.jpg

Верх будет зашиваться после отработки основных элементов интерьера, т.к. потом туда будет пальцами не подлезть.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_11/DSC05183.jpg.dd3da6821fd3ffd2e07fd5fb5a34d8e9.jpg

Усилил набор задней части кабины
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_11/DSC05322.jpg.78bc59ec690672eb5bf2f6f0827d155c.jpg

Приклеил обшивку снизу
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_11/DSC05325.jpg.ffeb1cd805a0593449c32e80d27631fb.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_11/DSC05327.jpg.3be0c5657abe581285fff9650abacccd.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_11/DSC05328.jpg.c013bac41664dc649facb101d474c849.jpg

И опыт, сын ошибок трудных... На этом этапе понял, что широкие продольные вставки в наборе - не вариант, вон как ребро под люмами обрисовалось, придется шпатлевкой сглаживать. Более узкие в задней части гораздо лучше вписались под обшивку.

8

Re: Як-40. 1/43

Зашил переднюю часть центроплана. Оказалось все гораздо мудреней и дольше, чем виделось изначально. Пока это самое сложное по обводам место в данной модели. Сначала добавил немного ребрышек спереди.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_12/DSC05329.jpg.e584b15c93c1d11fd5dc0c6bce68c8d2.jpg

Нижняя часть в основном плоская и больших сложностей нет.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_12/DSC05346.jpg.991983e4beef8327a16422de9a86d56f.jpg

А вот сверху делать зализы сразу большими площадями не получалось никак, слишком извилистые формы для такого пластика (была бы бумага - еще куда ни шло). В итоге сверху пришлось выводить небольшими сегментами, которым еще можно было придать нужную кривизну.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_12/DSC05350.jpg.5b2d69e51d4723a5d75ea979cd96769e.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_12/DSC05347.jpg.bc1cb25337d8ea2fcad8956ecc1a002b.jpg

Самым сложным оказалось зашить переднюю кромку на стыке верхних и нижних обводов.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_12/DSC05364.jpg.703f5fcb4e2801f7c241f8306e815f65.jpg

Деталь пришлось подгонять и предварительно изгибать даже не под двойную, а, наверное -  тройную кривизну. И то еще размягчал дихлорэтаном, чтобы вписалась на место.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_12/DSC05361.jpg.bf1c25be0c57cdd221a25cf865c410df.jpg

Обшкурил все сопряжения. Как основа под то, что еще будет выравнивание шпатлевкой, получилось приемлемо. В любом случае - "лучше сделать не смогу...".
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_12/DSC05365.jpg.58d577e9e53501510a2689f3e339fb13.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_12/DSC05366.jpg.f1aad8b62970207e3c5c15c99929cc92.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_12/DSC05367.jpg.1a7e1de6fd1e93b49b094a4abe97280a.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2019_12/DSC05372.jpg.0a21385791da34a4a2f9ff002448d70e.jpg

9

Re: Як-40. 1/43

До конца сформирован зализ. Низ центроплана с нишами шасси делать буду уже при установке крыльев, пока это рано. Технология та же - понемногу, лепестками выводил форму. Раскрой тут не по чертежу, а как удобнее было материал выгибать. Потом это все заровняется и раскрой нарежу правильный уже по шпакле и грунту.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06582.jpg.0dcc40713a88ca4f4c8b10a7697bdcd1.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06585.thumb.jpg.c78bf49717d5c8a20e89117085a6e694.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06587.thumb.jpg.594a97ccf6e4dda9052ba914c2c0b409.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06590.jpg.0817ba267d45b9e27bd379c7e033bf29.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06593.jpg.5fed8908f90fa3ca9b9bf1a76abb1f5b.jpg


Пока в фюзеляже относительно свободно можно шуровать пальцами, подогнал панели и пол салона. Пока прикинуто насухую, немного пружинит и топорщится, но при приклейке должно встать хорошо, вроде все там примыкания сошлись. Фото так себе, пока фюзеляж не зашит, все просвечивает, трудно поймать нужный свет и фокус, но в принципе, фото представление дают о том, что получается.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06597.thumb.jpg.ad22ea40f29c60eea360a7b9cf8f30ac.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06598.jpg.53f279d8331a9adb28f4e74c89539c13.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06601.thumb.jpg.998f25a3a8d12e9a2225c866c37634c3.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06630.thumb.jpg.40bbada49fdd7bc908076048abb33311.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06628.thumb.jpg.f0f2e614ae993efacb5c7148bf9cd8ea.jpg

Снаружи это выглядит так
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06639.thumb.jpg.455c393dc49b51935b836e89fffc0291.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06642.thumb.jpg.968cb54126bcff8e9e73ccb67ffc7cd3.jpg

10

Re: Як-40. 1/43

Прорубил "окно в Европу..." Тьфу - дверной проем в салон. По грамотному это "бортовая аварийная дверь". Но есть прилично разных фото, где ею и без аварий пользуются.

Вырезал - выгнул жесткий "каркас" проема
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06688.thumb.jpg.eba9df769349e0005bb7fb421a912eb8.jpg

Подогнал внутреннюю окантовку проема
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06701.jpg.9f25720d45d05ecd987513159b4d20b8.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06702.thumb.jpg.c377841b28af7c8e7f2cbb638d0e6137.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06709.thumb.jpg.45c879200cf9a0a769fc99aa77723005.jpg

Так с панелью салона сочетается
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06707.thumb.jpg.284b67a44572a87d1e216cb442a182af.jpg

Внешний лист обшивки со наружным просветом двери. Он  несколько меньше, получается некоторая "закраина". В размер ее и форму окантовки не совсем попал, но переделывать уже не буду, слишком много подогнано между собой и если ломать - то все заново придется делать. Вроде в глаза сильно не бросается. На будущее (если еще когда свяжусь с чем-то подобным) по технологии такого проема уже сделаны очень жирные зарубки.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06715.thumb.jpg.fd28d262f47f1b8e9b42d6423c01e9de.jpg

Изнутри - вполне похоже.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/DSC06717.thumb.jpg.4ace22ffc6ad88a2f14997491ce59baf.jpg

Все пока вставлено без клея, потом некоторые щелки должны сойтись, а какие-то уже и нет. Но это считаю не смертельным - после того, как фюзеляж будет зашит, там просто не будет места, с которого можно будет заглянуть с данного ракурса.

Делаю что-то похожее на это (лучшая фотография, которую нашел по проему двери изнутри).
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_01/53.thumb.jpg.2ac749d105b655d0296053b689a5d2c6.jpg

Занялся дверью и то, что не совсем попал с правильной формой проема уже сказалось весьма-весьма. Даже снимать ничего не стал, т.к. "красиво" не получилось - практически готовую уже дверь пришлось подрезать и перекраивать прямо на ходу и по месту. Чуда не случилось и изначально неверный профиль по контуру двери сделал свое черное дело и не способствует тому, что она непринужденно "входит и выходит" (с) в проем без того, чтобы изнутри ей помогать пальцами. Чего на собранной модели будет сделать, конечно, нельзя. Посему решено с рабочими петлями не заморачиваться и в финале приклеить ее в открытом положении, чтобы можно было заглянуть в салон и сократить тем самым популяцию сусликов. Т.к. очень хочется интерьер все-таки сделать подробнее. На модели в таком масштабе делать фюзеляж пустой трубой - преступление.
Поскольку эта дверь рабочей не будет, решено теперь уже не заморачиваться и с хвостовым трапом - он тоже будет приклеен открытым. Для первого блина пойдет и так. Все двери внутри планируются тоже в открытом положении, чтобы самолет просматривался насквозь по описанной выше причине.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_02/DSC06723.jpg.b7f6232cbbf2a408765bfba5d9f7bd81.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_02/DSC06725.jpg.b27345cb37c83090c7f9828b71f69d70.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_02/DSC06729.jpg.b3a28543610b9f16f64c40370c2ac9ab.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_02/DSC06735.jpg.7b8243e21419909960495d41b407901e.jpg

11

Re: Як-40. 1/43

Ознакомление "свежим взглядом" с состоянием дел после перерыва в несколько месяцев показало, что результат мне не шибко нравится (и даже более того - просто не нравится). Во-первых, размягченный дихлорэтаном пластик, как и ожидалось, еще какое-то время продолжает давать усадку. Кроме мелких каверн в разных местах (что вполне решаемо финишной отделкой), это вылезло и в то, что в носовой части появились щелки между пластиком и шпатлевкой. Причем шпатля продолжает форму держать, а пластик чуть "просел" от нее.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_09/DSC08646.jpg.f717f007e5d80935f09a116669b645e6.jpg

Не знаю, насколько это критично, залил все супером, где видно, чтобы дальше не сыпалось.

Во-вторых, пришлось пересмотреть первоначальную идею делать "толстый" набор с "тонкой" обшивкой. По прошествии времени совсем перестало устраивать, как обшивка "дышит" в больших проемах. Нужно пожёстче.
Низ центроплана залил эпоксидкой, там теперь - "скала".
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_09/DSC08631.jpg.b341e62eb68af3bb9416755bcd1691a3.jpg

Низ фюзеляжа без отдирания всего готового вместе с зализами не исправишь - оставил как есть, надеюсь, укрепится потом шпатлей 2К, без нее все равно не обойдешься.

Покромсал толстую полистироловую линейку и застеклил салон.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_09/DSC08634.jpg.7d465d398a4714c5a121fd0f3d773ec1.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_09/DSC08635.jpg.0dd773b58276075d651a040bef7cb34b.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_09/DSC08636.jpg.cc02a766eb166b974eb612219bc1f14f.jpg

Приклеено без обточки, углы торчат, но обрабатывать буду уже вместе со всей поверхностью фюзеляжа.

По дальнейшей работе с фюзеляжем определился так: под "чистовую" обшивку из полистирола 0,5 мм, клеить не ребра жесткости, а по возможности заполнять шпации целиком "черновой" обшивкой из полистирола 1 мм. Он еще вполне гнется, но дает гораздо более жесткую "коробочку" в итоге.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_09/DSC08639.jpg.f9a5bd367948960421dbcfd687dbf17f.jpg
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_09/DSC08641.jpg.e895c77183549c2b8397cdd2d02418aa.jpg

Как-то так. Секцию с дверью спереди тоже по этому варианту зашил.

Но в салон решил продольные толстые вставки все-таки поставить, там "трубу" нужно еще усиливать, слишком большой размах проемов, набор пружинит. А выгнуть из толстого пластика большой ровный "стакан" туда сложно, поэтому там останется сочетание толстого набора и тонкой обшивки, никуда не денешься, все под это сделано было.

http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_09/DSC08638.jpg.f33e117a49ebbc4d6bfddb5d9d032f75.jpg

На будущее - подобные проекты надо делать изначально по другому уже. На сегодня пока в таком виде.
http://airliner-models.org/forum/uploads/monthly_2021_09/DSC08644.thumb.jpg.c1ece5e5b4c45ee3624f569c152c9fa6.jpg

Надеюсь, что теперь работа динамичнее пойдет, особенно по холодку, когда дачный сезон закроем. Это если не решу, конечно, что при наличии других открытых строек хватит на ерунду время тратить, результат пока еще остается очень сомнительным.

12

Re: Як-40. 1/43

Офигеть! Класс!!!

13

Re: Як-40. 1/43

Интересная технология, чертежи конечно все врут, используй фотографии и накладывай их на чертежи.

http://royalscale.ru/logo/mp3.png

14

Re: Як-40. 1/43

Где то я эту стройку уже видел)) Круто, послежу.

15

Re: Як-40. 1/43

Виктор Клочков пишет:

Офигеть! Класс!!!

Виктор, спасибо! Но там далеко не все как хотелось бы получается, я пока довольно сдержанно надеюсь на успех предприятия.

Shambler пишет:

Где то я эту стройку уже видел)) Круто, послежу.

Да, ссылка на первоисточник в первом посте. Но одна голова - хорошо, а когда с несколькими обсудишь, то и совсем хорошо. Да и тут вроде интерес заявлен был.

Cuirassier пишет:

Интересная технология, чертежи конечно все врут, используй фотографии и накладывай их на чертежи.

Чертежи, конечно, не все врут, но подвирают прилично. Сверяюсь как могу, но и без чертежей никуда. В конце концов, "не надо быть святее Папы Римского", хоть на что-то надо опираться, если больших сомнений нет - то и на чертеж, если лучшего просто нет ничего.

Да технология, как выясняется, очень так себе, надо изначально по другому. Но надо было и проверить, убедиться что и как. Много вылезает вопросов  - есть искажения и несимметричность местами и получится ли это вывести к финалу белее-менее пристойно? Общая прочность, т.к. конструкция местами выстраивается ажурной (без этого сложно выкроить пространство под нутрянку), а обработка "колбасы" шкурками будет довольно жесткой и не полопается ли это все к чертям? Долговечность такого метода, т.к. уже появилось расслоение пластика и шпатлевки, хоть и мелкое, но это симптом тревожный. Не осыплется ли потом, после окраски? И другие менее заметные мелочи.

По технологии на будущее думается, что шпангоуты надо делать без зазоров под обшивку - на "полный профиль" по чертежу, так и обводы контролировать легче. А между ними вклеивать толстые секции "работающей" обшивки и только в особо напряженных местах ставить дополнительные ребра жесткости. При этом каркас интерьера тоже делать толстой прочной коробочкой, которая добавит жесткости конструкции. А еще - надо изначально набор и продольный и поперечный выстраивать полностью и на всю длину фюзеляжа и только потом при необходимости - расчленять. А то сейчас далеко "не айс", как сочетаются между собой выстроенные мною по отдельности секции. В этом больше всего проблем по геометрии.

16

Re: Як-40. 1/43

Алексей, отличная стройка!!!Очень познавательно. ay

17

Re: Як-40. 1/43

Да уж, запил серьёзный...  bw

18

Re: Як-40. 1/43

Проект интересный, технология для него... Время покажет. Я бы сказал, что надо было печатать, благо размер позволяет.

На фотках скосы над лобовыми стеклами кабины не выглядят одной плоскостью с остеклением. Кажется или нет?

С уважением,
Владимир.

19

Re: Як-40. 1/43

Cuirassier пишет:

Интересная технология, чертежи конечно все врут, используй фотографии и накладывай их на чертежи.

Серёг, я ж объяснял почему это не состоятельно

http://royalscale.ru/logo/mp1.png

20

Re: Як-40. 1/43

А вообще олдскульная технология уходит в историю, тут я с Володей прав. Некоторые вещи можно было бы и с 3Д применить. Хотя мне нравится пока результат

http://royalscale.ru/logo/mp1.png